Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

"Детский сад № 10" "Радуга"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле…
Это: природные опасности (температура воздуха, осадки, дикие животные, ядовитые растения, стихийные явления природы); техногенные опасности - т. е. опасности рождённые техникой; социальные опасности – войны, преступления, низкая культура общения между людьми.
Обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости.

Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания ребёнка:

1. Опасности дома.
Большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия.

2. Опасности на дороге и улице.
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

3. Опасности на природе.
К природным опасностям относятся:
• стихийные явления (ураганы, наводнения);
• экстремальные ситуации (пожар, транспорт)
• растения, животные, грибы и другие явления и объекты.

4. Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях.
Отдельно хочется остановиться на сказках. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их — жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определённые правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, вы научаете ребёнка и бдительности, и осторожности. Например:
- Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно («Гуси-лебеди»).
- Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет («Кот, петух и лиса»).
- Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

Безопасность дошкольника подвержена угрозе, потому что дети очень доверчивы, и их легко обмануть. Необходимо объяснить ребенку, чтобы он не терял из виду родителей, и они всегда видели свое дитя. Это правило на первый взгляд довольно сложно установить для безопасности дошкольника, но это только на первый взгляд. Дети интересуются, куда ушли их родители, как они боятся отойти от родителей далеко или потерять из виду. Ребенку это правило покажется довольно простым и логичным. Необходимо требовать от малыша, чтобы он сообщал о своих действиях не только на улице, но и дома. Для примера и более быстрого установления этого правила можно на своем опыте показать, что все довольно просто. Каждый раз, выходя из комнаты, сообщайте ребенку, куда Вы идете, и он будет делать точно также.

Дети не понимают, что такого плохого может им сделать взрослый человек, пусть даже не знакомый. Ребенок не понимает, почему нельзя идти куда-либо с взрослым, а запреты родителей часто не дают желаемого результата. Поэтому немаловажно для безопасности дошкольника научить его говорить слово «Нет!» незнакомому человеку.
Если научить ребенка этим двум простым правилам, то можно избежать многих неприятных моментов. Мы, взрослые, несём персональную ответственность за жизнь и здоровье детей.

Литература:
«Основы безопасного поведения дошкольников» О.В.Чермашенцева; Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.
// Управление ДОУ. - 2002.- № 4;
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина.